Главная » 2018»Октябрь»25 » Defence24 (Польша): Россия спровоцирует на Украине топливный кризис?
20:48
Defence24 (Польша): Россия спровоцирует на Украине топливный кризис?
Обострение отношений между Россией и Белоруссией постепенно открывает путь к тому, чтобы Кремль усилил топливное давление на Киев. Риск возникновения кризиса будет самым высоким летом следующего года, на старте избирательной кампании. Наиболее уязвимым окажется сектор сжиженных углеводородных газов и, в меньшей степени, дизельного топлива.
Российско-белорусский гамбит и Украина
В начале августа Владимир Путин подписал проект, вносящий изменения в систему налогообложения нефтяной отрасли. «Налоговый маневр» состоит в том, что, с одной стороны, увеличится налог на добычу полезных ископаемых, а с другой — будут постепенно снижаться пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов. Процесс планируется завершить к 2024 году, что позволит смягчить его эффекты. Эта операция окажет сильное воздействие на белорусский бюджет, поскольку до сих пор в рамках Евразийского экономического союза Белоруссия покупала нефть и нефтепродукты без пошлин, которые платят другие покупатели, не входящие в ЕАЭС, а потом зарабатывала огромные деньги на реэкспорте. В результате налогового маневра РФ Минск может понести финансовые убытки в размере двух миллиардов долларов, что для него очень много. Для белорусских нефтеперерабатывающих предприятий поставки топлива на украинский рынок в итоге станут менее привлекательными.
<
Одновременно продолжаются российско-белорусские переговоры на тему выработки новой модели топливно-сырьевых отношений. Представитель российского министерства энергетики Алексей Сазанов объявил, что Россия может резко ограничить объемы поставок с 2 миллионов тонн до 200-300 тысяч тонн в год. Это высказывание следует расценивать, скорее, как попытку оказать давление в рамках переговоров, однако, оно показывает, что у Кремля есть инструменты, при помощи которых он способен воздействовать на Минск. 22 сентября Белоруссия и Россия пришли к предварительным договоренностям, но детали будут еще уточняться, значит, переговорный процесс продолжится.
<
Все это разворачивается на фоне возникающей время от времени напряженности в отношениях между двумя «братскими» странами. Назначение на пост посла РФ в Белоруссии Михаила Бабича, работавшего в ФСБ и служившего в элитном воздушно-десантном подразделении, означает, что Москва, по всей видимости, решила надавить на Минск. Кремль планировал отправить Бабича в Киев, однако, Украина отклонила его кандидатуру.
Директор белорусского Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий обращает внимание на то, что Кремль избрал курс на «принудительную интеграцию» Белоруссии с Россией. Кроме того, мы наблюдаем обострение украино-белорусских отношений и все более смелые и успешные попытки Москвы втянуть Минск в гибридные операции против Киева (здесь можно упомянуть дело Павла Гриба или готовность белорусских властей отправить в Донбасс миротворцев). В связи с этим давление на Белоруссию, в том числе в области субсидий в сфере энергетики, усиливается. В целом развитие событий в российско-белорусских отношениях не оставляет сомнений в том, что прессинг Москвы станет более жестким, а это приведет к снижению активности Белоруссии на украинском направлении и сужению ее поля для маневров.
Для украинского топливного сектора это означает, что один из самых существенных факторов, смягчавших последствия зависимости от российского топлива (поставки из Белоруссии), перестанет работать. Это касается двух сегментов — дизельного топлива и сжиженных углеводородных газов.
Угроза существует лишь в теории?
Дизельное топливо — самый важный сегмент украинского топливного рынка. В прошлом году на ДТ пришлось 63% общего потребления топлива (42% в розничной продаже). Этот рынок сильно зависит от импорта, при этом основными поставщиками выступают Россия и Белоруссия: 72% дизельного топлива украинцам продают именно они (40% и 32% соответственно). Примечательно, что за последние семь месяцев эта зависимость лишь усилилась: в целом доля ДТ, поставляющегося из этих стран, достигла 76% (на Белоруссию приходится сейчас 36%).
Теоретически выравнивание объема поставок из России, Белоруссии и других стран могло бы способствовать относительно успешной диверсификации, однако, в контексте появившихся в российско-белорусских отношениях тенденций данные о направлениях импорта говорят о росте зависимости от РФ. Следует учитывать, что сырье для производства дизельного топлива белорусские предприятия получают из России.
Существует еще два фактора, которые делают украинский рынок особенно уязвимым. Первый — это сезонный рост спроса на дизельное топливо, который отмечается весной (во время посевных работ) и летом (сбор урожая и период отпусков). Именно в эти месяцы доля поставок из России и Белоруссии значительно увеличивается. Второй фактор — это начавшийся в конце 2016 года процесс монополизации поставок ДТ на Украину. Ими занимается компания «Роснефть», а оператором нефтепродуктопровода «Самара — Западное направление», по которому российское дизельное топливо идет на Украину, выступает компания, связанная с Виктором Медведчуком — кумом Путина. В таких условиях устроить кризис на украинском рынке относительно легко, ведь фактически договориться нужно только с одним игроком — главой Роснефти Игорем Сечиным.
Сгладить риски могут экономические факторы: Сечин, предпринимающий в последние годы активные шаги по увеличению доли Роснефти на украинском рынке, вряд ли решит принять курс Кремля, поскольку это может обернуться для компании убытками. Сила убеждения Путина, разумеется, может сыграть в этой ситуации решающую роль, однако, не стоит забывать о том, что Сечин занимает сильную позицию в окружении российского президента и использует ее для продвижения выгодных для себя решений. Следовательно, риск того, что Россия решит использовать против Украины именно этот инструмент, снижается.
Давление Москвы на Минск также вряд ли окажется настолько сильным, чтобы белорусские НПЗ полностью отказались от экспорта дизельного топлива на Украину. Можно, наоборот, представить себе такую ситуацию, в которой кризис поставок приведет к росту цен, чем незамедлительно воспользуются белорусы, чтобы продать свой товар украинцам. И, наконец, Киев может сравнительно быстро переориентироваться на альтернативные источники поставок. Кроме того, у Кременчугского нефтеперерабатывающего завода есть потенциал для увеличения объемов производства. Помимо прочего в последние годы Украина говорит о наращивании запасов топлива. Детали этой стратегии не обнародуются, но на неофициальном уровне говорится, что страна готова к кризисам такого рода.
Сжиженный газ — ахиллесова пята Украины
Ситуация на рынке сжиженных углеводородных газов выглядит иначе. На розничном рынке доля СУГ составляет 30%, они обогнали по популярности бензин, и, как свидетельствуют прогнозы, их значение будет увеличиваться. В 2017 году 50% этого сырья попадало на Украину из России, а 20% — из Белоруссии, что делает украинский рынок незащищенным от спровоцированных извне кризисов.
Уязвимость Украины усугубляют также другие факторы. 85% СУГ покупают автомобилисты, таким образом группа риска сужается, а, значит, последствия кризиса могут оказаться более ощутимыми (покупателями дизельного топлива выступают в равной степени аграрный сектор, промышленность и автомобилисты). Кроме того, пик спроса всегда приходится на время летних отпусков, значит, сужается также период возникновения возможных рисков, в итоге негативный общественный резонанс может оказаться особенно сильным. Экспортером российских СУГ на Украину выступает практически единолично Роснефть, а импортером — компания, связанная с Медведчуком, благодаря этому россияне могут быстро спровоцировать на Днепре искусственный кризис.
Слабое место Украины — это также отсутствие необходимой инфраструктуры: достаточных объемов для хранения СУГ и транспортных мощностей. Имеющиеся хранилища позволяют создать лишь месячный запас топлива, кроме того, у украинцев мало вагонов, которыми можно поставлять его от границы или из морских портов. И, наконец, в периоды пикового спроса на сжиженный газ увеличить объем поставок из альтернативных источников довольно сложно.
Насколько хрупок этот рынок, показал ценовой кризис, разразившийся в августе 2017 года. Большинство экспертов полагают, что он был вызван объективными причинами, при этом звучат мнения, что Россия внимательно следила за развитием ситуации и реакцией Киева. Если Кремль решит вмешаться в экспортную деятельность Роснефти, проблемы на рынке СУГ окажутся куда более серьезными. Таким образом рынок сжиженных углеводородных газов оказывается основной целью, которую может избрать Москва для своей операции по дестабилизации.
Однако даже в этом случае есть сдерживающие факторы, хотя их сила не настолько велика. Постепенно увеличивается объем поставок из альтернативных источников. В первую очередь следует упомянуть Казахстан, из которого в первые семь месяцев этого году Украина получила 14% всех закупленных ей сжиженных углеводородных газов (основным продавцом выступает американо-казахская компания «Тенгизшевройл»). Также на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и в девять раз по сравнению с 2016 годом увеличился объем поставок из Польши, Литвы и Румынии. Это всего 3% рынка, но тенденция показывает, что Киев предпринимает усилия в этом направлении. В прошлом году украинцы уменьшили долю поставок из России с 50 до 39%, хотя при этом объем российского сырья, поступающего транзитом через Белоруссию, увеличился. В 2017-2018 годах на Украине возвели больше хранилищ для сжиженных углеводородных газов, чем за весь период независимого существования украинского государства. Это позволяет надеяться на то, что инфраструктурные проблемы удастся отчасти преодолеть. Кроме того, не следует забывать, что в случае возникновения дефицита, большинство автомобилистов смогут перейти на бензин, с которым проблем быть не должно.
Управляемый кризис?
Тренды, которые появились в последнее время в российско-белорусских отношениях, показывают, что Кремль приступил к ликвидации последних препятствий, мешающих применению «топливного инструмента» для оказания давления на Украину и дестабилизации ситуации в этой стране. Риск возрастает в связи с намеченными на 2019 год парламентскими и президентскими выборами. У российских властей может возникнуть искушение продемонстрировать «неэффективность украинского руководства» и повлиять на исход голосования.
В нормальных рыночных условиях так называемый налоговый маневр не должен оказать заметного влияния на украинский рынок или привести к резкому росту цен, однако, Москва может поставить на первое место политические цели и попытаться спровоцировать искусственный кризис. Россияне обладают инструментом влияния, так что они могут вопреки логике и своим экономическим интересам использовать его под любым предлогом, говоря о борьбе с терроризмом или называя какие-то другие абсурдные причины. Другой вопрос, решится ли Кремль на такой шаг. Сомнения на этот счет есть.
Хотя доля топлива из России и Белоруссии на украинском рынке очень велика, кризис можно спровоцировать только при помощи неожиданного и полного прекращения поставок. У такого сценария с точки зрения Москвы есть несколько минусов. Российские экспортеры понесут огромные убытки, а риск лишиться доступа к огромному рынку резко возрастет. Ключевой игрок, обладающий влиянием на Кремль, Игорь Сечин, вряд ли станет продвигать невыгодные для себя решения. Кроме того, такое развитие событий практически наверняка приведет к разрушению существующей схемы, в которой особую роль в поставках дизельного топлива и сжиженных углеводородных газов на Украину играет не только Сечин, но и Медведчук. Для Москвы это большой риск.
Открытым остается вопрос, в какой мере смогут компенсировать дефицит белорусские экспортеры. Предприятия в Белоруссии, вероятно, воспользуются скачком цен, чтобы выгодно продать топливо. Это, и тот факт, что процесс проведения налогового маневра будет растянут во времени, смягчит последствия возможного кризиса. С большой долей вероятности действия Москвы спровоцируют также мобилизацию патриотических сил на Днепре, таким образом вся российская операция возымеет обратный эффект. Наконец, полная топливная блокада Украины неизбежно спровоцирует ценовой кризис, но не сможет парализовать рынок, значит, россиянам придется предпринять шаги в других областях, чтобы усилить эффект операции, а это летом (то есть в период пикового спроса на топливо) сделать традиционно сложнее. Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Наиболее вероятным представляется сценарий «управляемого кризиса». В таком случае игроками, которые его спровоцируют, должны выступать в первую очередь белорусские и украинские компании (в меньшей степени российские). Подходящее время для его начала — летние месяцы 2019 года: период пикового спроса и начало кампании перед выборами в украинский парламент;
2. Удар вряд ли будет нанесен по рынку дизельного топлива, поскольку существует слишком много факторов, которые могут смягчить последствия такого кризиса. Скорее, его следует ожидать на рынке сжиженных углеводородных газов, на котором механизмы, повышающие его устойчивость, еще недостаточно развиты;.
3. Кремль будет стремиться, скорее, не парализовать рынок, а спровоцировать рост цен, чем смогут воспользоваться пророссийские силы для поднятия своего рейтинга. Важную роль в том, насколько хорошо удастся использовать ситуацию, сыграет, конечно, пропаганда:
4. Изменения в российско-белорусских отношениях указывают на угрозы, которые появятся в долгосрочной перспективе. На этом фоне украинским властям следует задуматься о поиске гибких подходов в политических отношениях.
5. Все эти процессы создают новые возможности: топливо по привлекательным ценам могли бы предложить Украине польские компании. Как эти перспективы будут выглядеть в дальнейшем, сказать сложно, поскольку политическая обстановка выглядит непрозрачной.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.