У "Транснефти", строящей нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), возникли новые проблемы с этим объектом. В пятницу замглавы Росприроднадзора Олег Митволь заявил о том, что намерен на встрече с руководством "Транснефти" потребовать перенести маршрут ВСТО-2 в районе Хабаровска, чтобы минимизировать риски для экологии краевого центра. По мнению аналитиков, выполнение требований чиновника природоохранного ведомства способно дополнительно отодвинуть сроки сдачи ВСТО и увеличить затраты на строительство, - пишет "Независимая газета". "Если у компании не будет других технических решений, то маршрут трубы должен проходить за мостом у Хабаровска. Второе, на что следует обратить внимание, - безопасность Тунгусского водозабора", - сказал на пресс-конференции в Хабаровске в пятницу Олег Митволь. По территории Хабаровского края нефтепровод пересечет четыре района по маршруту длиной почти в 250 км. Один из отрезков предполагаемого маршрута ВСТО-2 по плану "Транснефти" должен пройти южнее Хабаровска, по острову Большой Уссурийский. Часть острова отойдет в этом году Китаю, и там в настоящее время завершится отселение жителей с тех территорий, которые окажутся на китайской стороне границы. Однако то, что стратегический нефтепровод пройдет в непосредственной близости от китайской границы, это еще полбеды. "Если не изменить трассу нефтепровода, в этом случае водозабор города и Тунгусское месторождение воды, от которого сейчас строится водопровод для снабжения хабаровчан питьевой водой, окажутся ниже по течению Амура", - пояснил чиновник. "Никто не ставит под сомнение необходимость сдачи нефтепровода в установленные сроки, но при этом очень важно сделать все, чтобы обеспечить экологическую безопасность в данном случае жителей края. Это забота и федеральных органов власти, и краевых властей", - заявил чиновник и потребовал перенести трассу нефтепровода севернее, чтобы минимизировать риски для экологии Хабаровска. Претензии Росприроднадзора - это уже вторая атака экологов на маршрут нефтепровода. Ранее успехом увенчалась борьба защитников Байкала, требовавших перенести трассу подальше от озера. Строительство ВСТО общей мощностью до 80 млн. т Путин распорядился перенести маршрут нефтепровода подальше от Байкала, чтобы устранить риски для экологии уникального озера. Это удлинило ветку ВСТО на 400 км, доведя ее длину до 2,7 тыс. км, и увеличило стоимость проекта до 11 млрд. долл. В конце 2007 года представитель Минпромэнерго Владимир Саенко сообщил, что из-за роста цен на сырье и падения курса доллара речь идет уже о затратах в 12 млрд. долл. В результате в конце марта Минпромэнерго утвердило перенос окончания строительства первой очереди ВСТО на год - на IV квартал 2009 года. На прошлой неделе глава Минпромэнерго Виктор Христенко сообщил, что в настоящее время по первой очереди ВСТО проведено более 90% всех тендеров и закупок, выразив надежду, что это обстоятельство не позволит допустить дальнейшего удорожания линейной части первой очереди нефтепровода. Говоря о второй очереди строительства ВСТО, министр отметил, что в настоящее время оператор проекта готовится к проектно-изыскательским работам. Однако выполнение требований замглавы экологического ведомства может привести к тому, что сроки строительства и стоимость ВСТО-2, как и в случае с ВСТО-1, также могут быть скорректированы в сторону увеличения. Впрочем, по словам аналитика ИК "Тройка Диалог" Валерия Нестерова, пока трудно сказать, в какой степени исполнение требований замглавы Росприроднадзора может отразиться на цифрах и сроках, так как еще не известны условия маршрута, на выборе которого настаивает чиновник. "Скорее всего изменение маршрута не слишком сильно отразится на стоимости ВСТО-2, так как его строительство только началось и изменения будут нужны лишь на уровне проектировки. Но зато это может вызвать удлинение сроков сдачи объекта еще на несколько месяцев", - сказал аналитик. "Выполнение требований Митволя должно увеличить затраты, так как трасса построена по оптимальному с точки зрения издержек маршруту и в случае ее изменения они возрастут. Кроме того, придется проводить дополнительные проектные изыскания и работы", - считает аналитик ИК "Финам" Константин Рейли. По его мнению, значительного переноса срока ВСТО-2 скорее всего не будет, так как проект и без того затягивается. При этом он напомнил, что ранее Олег Митволь неоднократно заявлял о своих претензиях к различным проектам, но, как правило, это заканчивалось тем, что наиболее грубые нарушения устранялись и никаких существенных последствий для судьбы объектов это не имело. "Возможно, замечания Митволя будут учтены. Но, мне кажется, что к масштабному переносу трассы ВСТО-2, а следовательно, к существенному росту издержек и переносу сроков строительства это не приведет", - заключил Константин Рейли.
|