В Белоруссии цены на бензин поднялись на 69,2% с начала года по состоянию на 1 октября 2011г, согласно данным Национального статистического комитета. Это произошло на фоне падения курса национальной валюты в 2,9 раза с начала года и общей инфляции на потребительском рынке в размере 83,2%.
Однако этого подорожания бензина недостаточно для компенсации убытков нефтеперерабатывающих заводов и население ожидает дальнейшего повышения цен на топливо.
Белорусские НПЗ считают, что стоимость бензина должна быть не меньше эквивалента 1 доллара США для выхода на безубыточную работу.
Сегодня курс доллара в Белоруссии составляет 8520 белорусских рублей, а 1 литр бензина АИ-92 стоит 4970 белорусских рублей, или 0,58 доллара.
Как ранее заявил вице-премьер Белоруссии Сергей Румас, цены на топливо в 2011г. поднимутся еще только один раз. При этом он отметил, что в целом потребительские цены в Белоруссии должны сравняться с ценами в соседних странах для предотвращения невыгодного Минску стихийного экспорта. В связи с этими заявлениями население и экономические субъекты ожидают резкого подорожания топлива – на 45-50%.
В Белоруссии производство автомобильного бензина за девять месяцев 2011г. снизилось на 0,9% по сравнению с аналогичным периодом 2010г. до 2,2 млн т, выпуск дизельного топлива увеличился на 22,6% до 4,7 млн т. Сокращение производства бензина в пользу выпуска большего объема других видов нефтепродуктов связано с действием высокой экспортной пошлины на бензин и, соответственно, меньшей выгодностью его экспорта по сравнению с экспортом дизтоплива и другого горючего. Белоруссия в рамках межгосударственных договоренностей с Россией была вынуждена ввести практически запретительную экспортную пошлину на бензин после того, как это сделала Россия в мае текущего года.
|